Емельянов А.В.
С чего начинать или несколько слов о военно-исторической реконструкции русского пехотинца Первой Мировой Войны.
Одним из главных направлений деятельности нашего клуба является участие в движении военно-исторической реконструкции. В течение ряда лет мы занимаемся воссозданием униформы и предметов снаряжения воинских частей старой русской армии, история которых связана с нашим городом.
С 1992 года члены нашего клуба в форме Екатеринбургского пехотного полка на период Отечественной войны 1812 года являются непременными участниками ежегодных военно-исторических праздников на Бородинском поле, а с начала 2000-х годов при большой поддержке наших пермских коллег из 194-го Троицко-Сергиевского пехотного полка мы стали активно «обшиваться» и экипироваться на 195-й Оровайский пехотный полк периода Великой войны.
Оглядываясь несколько назад, можно сказать, что начиная заниматься военно-исторической реконструкцией, мы вряд ли представляли себе насколько это непростое и затратное дело. Тем не менее, мы как минимум дважды брались за него, экипируясь на 1812 и 1914 годы. О том, насколько удачно это у нас получилось, пусть судят эксперты, заметим только, что военно-историческая реконструкция – процесс кропотливый и бесконечный, ибо предела для совершенства нет. Качество и историческая достоверность здесь гораздо важнее количества и внешнего блеска.
Для того чтобы представить это более наглядно, можно обратиться к нашему опыту реконструкции обмундирования, снаряжения и вооружения 195-го Оровайского пехотного полка на период время Великой войны.
При кажущейся простоте, полный комплект обмундирования, снаряжения и вооружения русского солдата к началу Первой Мировой войны состоял из огромного количества вещей. Как авторитетно установили в своей статье « Русский пехотинец 1914 г. Обмундирование и снаряжение. Опыт исторической реконструкции» наши коллеги Д.А. Лобанов и К.И. Шищиц, его походное обмундирование включало:
• Фуражку,
• Походную рубаху (гимнастёрку) образца 1911 г.,
• Пехотные укороченные шаровары образца 1913 г.,
• Шинель образца 1912 г.,
• Сапоги.
Снаряжение состояло из:
• Вещевого мешка образца 1910 г.,
• Поясного ремня,
• Двух кожаных патронных сумок,
• Шанцевого инструмента (лопаты, топора или киркомотыги) в кожаном чехле,
• Фляги с приспособлением для носки,
• Сапожного чехла с запасной парой сапог,
• Башлыка,
• Котелка,
• Нагрудного патронташа,
• Запасной патронной сумки.
• Походной палатки,
• Полустойки с приколышем и веревкой.
Кроме того в вещевой мешок укладывались две рубахи, одни исподние брюки, две пары портянок, одно полотенце, одна пара рукавиц с варежками, пять фунтов сухарей в холщовых мешочках, 1 / 8 фунта соли в особом мешочке, принадлежности для чистки оружия (отвертка, промывальник, шпилька, пузырек с маслом, сало, завернутое в тряпку, суконка, небольшой кусочек тряпки, несколько заостренных палочек и перышек и дульная накладка), принадлежности для содержания чистоты и опрятности в мешочке (гребенка, мыло, нитки и платяная щетка), луженая чарка или кружка и четыре пачки патронов.
Ко всему вышеперечисленному можно добавить две пары погон, сухарную сумку, ложку, затяжной ремешок для скатки и разные мелочи (солдатскую книжку, часы, коробочки и т.п.)
Вооружение пехотинца состояло из пехотной винтовки системы Мосина образца 1891/1910 со штыком.
Маловероятно, что кому-то удастся единовременно обзавестись всем этим имуществом, но для того чтобы встать в строй, в общем-то и не обязательно иметь всё вышеперечисленное. Отметим ещё раз, что качество здесь важнее скорости.
Для начала необходимо собрать некий базовый комплект обмундирования и снаряжения, в который войдут: фуражка, гимнастёрка с погонами, шаровары, шинель, сапоги (или ботинки с обмотками), вещевой мешок образца 1910 г. (или вещмешок типа «сидор»), поясной ремень и фляга с приспособлением для носки. Большую часть из этих вещей придётся сделать самостоятельно в соответствии с приказами по военному ведомству, по имеющимся образцам или военно-исторической литературе. Возможно, удастся найти и какие-нибудь подлинные вещи (прежде всего, это касается различных пряжек, пуговиц, фляг и т.п.), но первоначально можно использовать имущество, оставшееся от Советской армии, соответственно доработав его.
С шинелью проще. Переделка советского аналога потребует минимальных усилий: спороть пуговицы, погоны и петлицы и пришить всё новое.
Вещевой мешок образца 1910 г. (которыми мы, кстати, так до сих пор и не обзавелись) придётся изготовить самостоятельно, но, за неимением такового, можно использовать простой советский «сидор», споров с него лишние ремешки. Хотя подобные, т.н. «туркестанские», мешки стали широко использоваться уже в ходе войны.
Юфтевые сапоги или ботинки достать вполне реально, хотя их покрой и несколько отличается от начала ХХ века, но за неимением лучшего другого варианта здесь нет.
Фляги попадаются ещё дореволюционные – алюминиевые и стеклянные, а также трофейные австрийские и немецкие. Это не такая уж редкость: во всяком случае, в нашем клубе их штук восемь. Впрочем, по началу сойдёт и простая советская фляжка с обточенным горлышком и новой пробкой. К фляге необходимо сделать чехол из шинельного сукна на перевязи из брезентовой тесьмы. При известном навыке это не очень сложно.
Для первого выхода вышеперечисленного обмундирования и снаряжения будет вполне достаточно, но затем серьезный подход к делу потребует дальнейшего совершенствования и новых затрат.
Главное – это, конечно, оружие. За неимением лучшего приходится использовать массо-габаритный макет (ММГ) советской винтовки системы Мосина образца 1891/1930 (Некоторые используют мосинский карабин образца 1938 г.). Купить такую винтовку и штык к ней сейчас вполне реально. Можно провести её глубокую конверсию под обр. 1891/1910 , но это уже для истинных антуражников, ибо старая пехотная винтовка имеет более десятка существенных отличий от модернизированной. К винтовке неплохо бы сделать новый кожаный ремень в соответствии с приказом.
С появлением оружия сразу потребуются кожаные патронные сумки, которые теоретически можно попробовать сшить самому, но лучше заказать настоящим мастерам. Впрочем, возможен вариант их изготовления из брезента, т.е. эрзац-подсумков на военное время. В этом случае их достаточно несложно будет пошить самостоятельно по образцам , также как з апасную патронную сумку, нагрудный патронташ и сухарку.
То же самое касается чехла для лопаты (топора): можно сделать кожаный или брезентовый. Сложнее будет с самой лопатой (топором). На антикварном рынке, конечно, попадаются отдельные экземпляры, но скорее всего придётся довольствоваться советским аналогом, заменив черенок (топорище) в соответствии с приказом.
Настоящий котелок найти тоже проблематично. Поэтому обычно он изготавливается из полуторалитрового ковшика подходящей формы, к которому приклёпываются ушки и приделывается дужка.
Походные палатки, исподнее бельё, полотенца, кружки, ложки и всяческие другие мелочи в большинстве своём имеют современные аналоги мало отличающиеся от интересующих нас прототипов. Впрочем, всё это тоже можно доработать или изготовить заново.
Башлыки, якобы, тоже попадаются оригинальные, но лучше и практичнее пошить новый из верблюжьего сукна. Тем более, что при ночёвке на свежем воздухе это очень полезная вещь.